Свечи до XVII века, происхождение села и названия


С высокой степенью уверенности можно утверждать, что поселение на месте будущих Свечей возникло не позднее XII века, то есть почти тысячу лет назад. Об этом свидетельствуют найденные в Свечах обломки решетчатых перстней вятичей.

Дирхемы и другие находки говорят о влиянии в XIV-XV веках Золотой Орды. К более позднему периоду относятся проволочные, или чешуйчатые, монеты.

Что касается письменных источников и, собственно, наименования поселения, то первые дошедшие до нас документы датированы концом XVI века.

К величайшему сожалению, абсолютное большинство материалов, касающихся писцового описания земель Рязанщины в XVI веке, ныне утеряны безвозвратно. Осталась лишь небольшая часть, сохранившаяся в отдельных выписях, дававшихся частным лицам и монастырям. В этом смысле Рязанской губернии не повезло, поскольку всякого рода поиск обычно обрывается на рубеже XVI-XVII веков. Максимум, что можно обнаружить, – это случайная выписка XVI столетия из какого-нибудь дворянского дела, скорее всего позднейший список или копия, где упоминается та или иная деревня или село. Основные материалы, и в том числе последние писцовые книги XVI в. переписей Т. Г. Вельяминова и В. Я. Волынского, также утеряны. Возможно, они сгорели во время пожара 1626 года. Лишь их небольшая часть сохранилась в виде приправочных и платёжных книг, опубликованных в свое время В. Сторожевым и Г. Анпилоговым.

По этой же причине точно не известно время возникновения города Михайлова.

Есть весомые основания утверждать, что в XVI веке поселение уже называлось Свечами.

В обоснование этого отметим, что географическое наименование «с. Свечи» встречается в писцовых книгах XVI-XVII веков, в которых, в свою очередь, сёла и деревни привязаны к какому-нибудь географическому объекту – речке, оврагу, суходолу. Село Свечи в них во всех случаях поименовано как «Свечи на суходоле», т. е. расположенное на месте, заполняемом талыми водами в половодье.

Учитывая, что центр Свечей, где была расположена церковь и откуда, вероятно, начиналось село, стоит между двумя родниковыми лощинами, из которых берёт начало речка Кубылинка, Свечи, вероятно, допустимо было назвать селом, стоящим на суходоле.

Этому мы находим и прямое подтверждение в более поздних Экономических примечаниях к «Плану дач» 1772 года по селу Свечи: в них сказано, что земля церкви Живоначальной Троицы села Свечи расположена «на суходоле».

Добавим к этому то обстоятельство, что «Свечи» – название чрезвычайно редкое: в открытых источниках встречается всего несколько населённых пунктов с таким наименованием; их общее количество, как бывших, так и действующих, как в России, так и за её пределами, исчисляется пальцами одной руки.

При этом единственные упоминающиеся в писцовых книгах Рязанского края Свечи (на суходоле) отнесены к Моржевскому стану. А именно на месте этого административно-территориального образования в составе древнего Рязанского уезда располагается современный Михайловский район Рязанской области, в котором и находятся Свечи.

Учтём также, что Свечи в писцовых книгах поименованы именно селом, а не деревней.

При сопоставлении всего вышеназванного можно сделать вывод, что упоминающиеся в древних документах Свечи на суходоле – это и есть село Свечи, которым посвящён наш сайт.

Таким образом, Свечи – одно из древнейших сёл Михайловской земли. Например, в интернет-Википедии упоминаются, помимо Свечей, всего девять сёл, существовавших в Моржевском стане: Барино, Горбатое, Киркино, Коровино, Курепино, Мозуково, Мошково, Отхожий Корь и Пруды.

Известно, что в XVI веке в Моржевском стане было неспокойно. Михайлов являлся важным оборонительным пунктом. Кольчуги, железные наконечники стрел и сабли, найденные в Михайлове, говорят о борьбе михайловцев с многочисленными кочевниками.

В 1546 году Михайлов упоминается в числе укреплённых городов так называемой «засечной черты»1. Указ Ивана Грозного от 1551 года об основании города-крепости Михайлов относится к периоду активных мер по укреплению южных границ Московского государства.

Как усматривается из приведённых ниже писцовой и приправочной книг, первое известное на сегодняшний день упоминание о Свечах датируется 1594-1597 гг. и составлено в контексте того, что у села сменился владелец: вместо Дмитрия Тимофеева стал князь Приимков.

Это значит, что первым из известных владельцев села (до 1594-1597 годов) был Дмитрий Тимофеев.


Несколько слов необходимо сказать о происхождении названия села Свечи.

К сожалению, из писцовых книг и других имеющихся в нашем распоряжении источников, а равно и по сведениям старожилов невозможно установить, чему или кому Свечи обязаны своим названием. Существует несколько предположений разной степени реалистичности. Опуская варианты явно ненаучной фантастики и просто профанации, остановимся на двух версиях.

Одна из них сводится к тому, что в селе по какой-либо причине могло держаться или использоваться большое количество свечей и это обращало на себя внимание. Например, могло быть развито свечное дело или торговля свечами.

Прямых объективных подтверждений этой версии нет.

Другая версия высказана в XX веке михайловскими краеведами И. А. Журкиным и Б. И. Катагощиным. По их мнению, село Свечи получило своё название по фамилии помещика Свечина.

Здесь отметим, что хотя Свечины являются известным на Рязанщине дворянским родом, ни в одном из доступных источников не удаётся найти упоминания о том, что Свечами когда-либо владел или имел к ним отношение человек по фамилии Свечин.

Тем не менее из уважения к профессионализму авторов этой версии скажем несколько слов о Свечиных.

Свечины – дворянский род, одного происхождения с Левашовыми, принявший фамилию от прозвища Свеча, которое носил их предок, Андрей Константинович Левашов. Некоторые источники называют датой возникновения рода Свечиных 1572 год, что не противоречит рассматриваемой версии о происхождении названия села. Известно по крайней мере об одном Свечине, имеющем отношение к михайловской земле: Степан Никонович Свечин, дворянин московский, потомок Андрея Константиновича Левашова в шестом колене, был воеводой в Михайлове примерно в 1660-х – 1670-х годах2.

Косвенно в пользу версии о происхождении названия села от фамилии Свечин можно также расценить тот факт, что соседнее село Помозово в 1616 году в приправочной книге упоминается в качестве вотчины помещика по фамилии Левашов, т. е. родственника Свечиных.


Итак, в 1594-1597 гг. вместо Дмитрия Тимофеева владельцем Свечей стал князь Александр Данилович Приимков.

Учитывая, что в писцовых книгах в отношении владения Свечами этими персоналиями не применено понятия «жеребей», можно предположить, что Дмитрий Тимофеев, а затем князь Приимков владели селом единолично и, значит, характеристики их поместья можно считать характеристиками всего села.

С этой точки зрения в 90-х годах XVI века в Свечах было 11 крестьянских дворов, 3 двора безземельных одиноких крестьян и 5 пустующих дворов. Хорошей пахотной земли, относившейся к Свечам, у помещика имелось 66 га, ещё 254 га поросшей травой пашни, а также 18 га земли, зарастающей лесом. Кроме того, как видно из приведённых ниже первоисточников, в Свечах был лесной массив длиной на километр и шириной в полкилометра. Впрочем, в те времена этот лесной массив был, видимо, далеко не единственным.

В Свечах располагалась деревянная церковь Рождества Пречистой Богородицы.


Вот первые по времени документы (точнее, переиздания их списков и копий), свидетельствующие о существовании и развитии села Свечи.


Понятие «в трёх сменах» подразумевает распространённую в то время на Руси трёхпольную систему земледелия, т. е. систему, состоящую из трёх земельных участков равных площадей, использующихся по трёхлетнему циклу: озимые (рожь или пшеница), яровые (преимущественно крупяные – овёс, ячмень, горох, гречиха, просо) и земля под паром. Здесь и далее «в трёх сменах» означает сумму площадей всех трёх участков.

«Князь Александр Данилович Приимков согласно грамоте царя и великого князя всея Руси Фёдора Ивановича (Рюриковича), подписанной дьяком Иваном Ефановым, владеет селом Свечи, которое раньше принадлежало Дмитрию Тимофееву.

В селе находится церковь Рождества Пречистой Богородицы, построенная из бревён на манер избы, при которой имеются 4 двора священнослужителей, а также земельные угодья, пожалованные из владений помещиков: хорошей пахотной земли 5,5 га, поросшей травой пашни 5,5 га, сенокосной земли 1,1 га, а также леса, негодного для расчистки под земледелие, 2,2 га.

В селе также находится двор помещика, в нём живёт его управляющий Матюшка Захарьин. Также в селе 11 крестьянских дворов, 3 двора безземельных одиноких крестьян и 5 пустующих дворов. Земли (в трёх сменах): хорошей пахотной 66 га, поросшей травой пашни 254,1 га, а также 18,2 га земли в поле, поросшей лесом. Дубровы леса, выросшего как на заросшей пашне, так и на непаханых местах, на дальних участках в разных местах в длину на 1 версту, а поперёк на полверсты, сена по тем дубровам на 41,4 га».


Сошное письмо (т. е. для целей налогообложения), в одной смене: «Князь Александр Данилович Приимков владеет в селе Свечи 22,2 га пашни, которую возделывает, и 91,7 га пашни, которую не возделывает. Площадь не возделываемой пашни за последнее время уменьшилась на 1,1 га».


1 Россия. Полное географическое описание нашего отечества, Т. II. / Под ред. Е. П. Семёнова. СПб.: Издание A. Ф. Девриена, 1902, с. 400 – 403.
2 Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии / Рындин И. Ж. Рязань, 2006.

Наверх