1600-е годы


Период истории Свечей, поддающийся более-менее системному изучению, начинается в XVII веке.

Церковь Рождества Пречистой Богородицы, уже упоминавшаяся за более ранний период, простояла в Свечах примерно до середины XVII века: в писцовой книге за 1628-1629 гг. находим, что «в селе церковь Рождества Пречистой Богородицы, построенная из бревён на манер избы. Церковь построена стараниями приходских людей, и вся церковная утварь (иконы, книги, ризы, колокола и всё, что есть в церкви) получена за счёт прихожан. На церковной земле находится двор попа Леонтия и 3 пустующих двора церковных причетников. Пахотной церковной земли (выделенной из помещичьей): 1,4 га, поросшей травой пашни 9,6 га. Всего пахотной земли и поросшей травой пашни во всех трёх сменах 33 га. Сена 1,1 га; леса, выросшего на заросшей пашне, 2,2 га».

Во второй половине XVII века церковь в Свечах стояла уже другая. Предположительно, она была отстроена в середине века или около того. Как видно из окладной книги за 1676 г., это церковь Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. «При церкви находится двор попа Григория. В церковном владении земли в трёх сменах 33 га, сенных покосов на 1,1 га. К приходу этой церкви принадлежат 12 дворов потомков боярских родов времён самостоятельности Рязанского княжества, 43 крестьянских двора, 3 двора безземельных одиноких крестьян, – а всего 59 дворов. По свидетельству попа этой церкви Григория по новому окладу церковь платит дани рубль тридцать алтын и три деньги. Прежде же было двадцать пять алтын и две деньги, а еще ранее – рубль, пять алтын и одна деньга. В сих книгах расписался поп Григорий»1.

Интересно, что, согласно И. Добролюбову3, эта церковь в Свечах была единственной Зосимо-Савватиевской церковью в древнем Рязанском уезде, т. е. единственной на Рязанщине.

Помимо попов Леонтия и Григория, за XVII век известны священнослужители Дмитрий Михайлов и Иоанн Григорьев. Хронологически они располагаются следующим образом:

– Леонтий (упоминается в 1628 г.), единственный из известных священнослужителей древней церкви Рождества Пречистой Богородицы в Свечах;

– Григорий (упоминается в 1676 г.);

– Дмитрий Михайлов (упоминается с 29.07.1683 по 1690 г.)3;

– Иоанн Григорьев (первый) (упоминается с 16.08.1690)3.

В XVIII веке будет ещё второй Иоанн Григорьев, информация о котором есть на странице сайта, соответствующей периоду.

Как видно из писцовой книги за 1628-1629 гг., владение селом разделилось между помещиками. Свечами в этот период владели:

– Фёдор Андреевич Беспутин;

– Тамил Михайлович Писарев;

– Григорий Нефедьевич (Мефодиевич) Позняков. В дальнейшем, к 1684 году, имение Григория Нефедьевича Познякова в Свечах перешло его сыну, Савину Григорьевичу Познякову2;

– Родион Иванович (или, возможно, Фёдорович) Фёдоров;

– Микита Владимирович Роздеришин;

– Трофим Иванович Кученев.


Писцовая книга за 1628-1629 гг.

Писцовая книга за 1628-1629 гг.

«Фёдор Андреевич Беспутин владеет в селе Свечи имением, полученным из поместья Провоторха Шевцова.

В этом же селе находятся имения Тамила Михайловича Писарева, Григория Нефедьевича [т. е. Мефодиевича] Познякова, иноземца Родиона Ивановича [или, возможно, Фёдоровича] Фёдорова, Микиты Владимировича Роздеришина и Трофима Ивановича Кученева.

В имение Фёдора входит 3 пустующих двора. Земли во всех трёх сменах: хорошей пахотной 8,3 га (эксплуатируется от случая к случаю, без соблюдения стабильного севооборота), поросшей травой пашни 19,8 га, поросшей лесом земли в поле 14,4 га.

Дубровы леса, выросшего как на заросшей пашне, так и на непаханных местах, и на дальних участках в разных местах вообще по всему селу в длину на версту и поперёк на полверсты. Сена по тем дубровам на 41,4 га».


«Тамил Михайлович Писарев владеет в селе Свечи имением, в котором двор помещика и дворы помещичьих пашенных холопов – Сафрона Самойлова и Фомы Михайлова, – а также двор крестьянина Познячко Степанова.

Хорошей пахотной земли 5 га и поросшей травой пашни 5,5 га.

Площади сенокоса и леса записаны в сведениях о поместьи Фёдора Андреевича Беспутина».


«Григорий Нефедьевич [т. е. Мефодиевич] Позняков владеет в селе Свечи имением, которым до этого владел князь Александр Данилович Приимков.

В этом же селе находятся имения Родиона Ивановича [или, возможно, Фёдоровича] Фёдорова, Тамила Михайловича Писарева, Микиты Владимировича Роздеришина и Фёдора Андреевича Беспутина.

Имение Григория состоит из земли (в трёх сменах): хорошей пахотной 12,4 га (эксплуатируется от случая к случаю, без соблюдения стабильного севооборота), поросшей травой пашни 19,8 га, поросшей лесом земли в поле 10,1 га.

Площади сенокоса и леса по всему селу вообще записаны в сведениях о поместьи Микиты Владимировича Роздеришина».


«Иноземец Родион Иванович [или, возможно, Фёдорович] Фёдоров получил поместье, ранее принадлежавшее Василию Цыплятникову, а также прожиточное поместье (наследственное поместье, полученное на содержание) вдовы Марфы Васильевны Цыплятниковой и её дочери девицы Ирины.

В этом же селе находятся имения Тамила Михайловича Писарева, Микиты Владимировича Роздеришина, Григория Нефедьевича [т. е. Мефодиевича] Познякова и Фёдора Андреевича Беспутина.

Эти два имения Родиона состоят из крестьянских дворов: Гришки Захарьева по прозвищу Ивашко с племянником Степаном Фоминым и Панкой [т. е. Афанасием] Кирилловым, Архипа Аверкиева с племянником Степаном Савельевым и двора безземельного одинокого крестьянина Изота Осипова.

Земли (в трёх сменах): хорошей пахотной 9,1 га, поросшей травой пашни 99 га, поросшей лесом земли в поле 61,1 га.

Площади сенокоса и леса по всему селу вообще записаны в сведениях о поместьи Микиты Владимировича Роздеришина».


«Микита Владимирович Роздеришин по ввозной государевой грамоте за подписью дьяка Венедикта Махова в 1625 году получил имение в селе Свечи, которое прежде находилось во владении князя Александра Даниловича Приимкова.

В том же селе находятся имения Родиона Ивановича [или, возможно, Фёдоровича] Фёдорова, Тамила Михайловича Писарева, Григория Нефедьевича [т. е. Мефодиевича] Познякова и Фёдора Андреевича Беспутина.

В имение Микиты входит двор задворного человека [выходца из дворовых, приближенного к положению крестьянина] Андрея Васильева, прозвище Друшляк. В этом дворе проживает крестьянин Корней Иванович Корчегин с приёмышем Онашкой Евсевьевым. К этому имению также относятся дворы безземельных одиноких крестьян: Григория Ивановича Монякова с Василием Родионовичем Аристовым и Арефейки Свиридонова, а также старое пустое дворовое место.

Хорошей пахотной земли помещичьей 1,7 га, крестьянской 4,4 га, поросшей травой пашни 7,7 га. Всего же хорошей пахотной земли, в том числе поросшей травой, в трёх сменах 41,4 га.

Площади сенокоса и леса вообще по всему селу записаны выше в сведениях об имении Фёдора Андреевича Беспутина».

Сошное письмо (т. е. для целей налогообложения), в одной смене: «Возделываемой и невозделываемой площади имеется 13,8 га. А платить ему из возделываемого полуосмины без пол-полчетверика пашни».


«Трофим Иванович Кученев по ввозной государевой грамоте за подписью дьяка Бажена Степанова в 1626 году получил имение в селе Свечи, принадлежавшее Провоторху Шевцову, которое до этого находилось во владении князя Александра Даниловича Приимкова.

Также в этом селе находятся имения Родиона Ивановича [или, возможно, Фёдоровича] Фёдорова, Тамила Михайловича Писарева, Микиты Владимировича Роздеришина, Григория Нефедьевича [т. е. Мефодиевича] Познякова и Фёдора Андреевича Беспутина.

В имение Трофима входит земли (в трёх сменах): хорошей пахотной 9,9 га (эксплуатируется от случая к случаю, без соблюдения стабильного севооборота), поросшей травой пашни 17,3 га, поросшей лесом земли в поле 15,7 га.

Площади сенокоса и леса вообще по всему селу записаны в сведениях об имении Микиты Владимировича Роздеришина».

Из упомянутой писцовой книги усматривается также, что землёй в Свечах владели Василий Цыплятников и Марфа Васильевна Цыплятникова, поместья которых перешли в 1628 году Родиону Ивановичу (или, возможно, Фёдоровичу) Фёдорову, и Провоторх Шевцов, поместье которого в 1620-е годы перешло к Фёдору Андреевичу Беспутину и Трофиму Ивановичу Кученеву.

Также земля в Свечах была у Фёдора Федосеевича Батутина, который 24 сентября 1664 г. передал её в качестве приданого зятю, Василию Ивановичу Соболеву. После смерти последнего в 1678 году её унаследовал сын, Ларион Васильевич Соболев2.

Соболевым суждено было стать одной из наиболее заметных династий свечинских землевладельцев. Их имения в Свечах передавались в дальнейшем через многие поколения вплоть до начала XIX века.


Вероятно, кем-то из названных помещиков в конце 1600-х или начале 1700-х годов в Свечах была заложена дубовая роща. Она располагалась к юго-востоку от нынешнего пруда. Роща сохранялась до начала XX века4, а один из дубов – до 1970-х годов.

Хотя роща могла иметь и естественное происхождение. В это трудно поверить, но дуб в те годы был на территории современного Михайловского района преобладающей древесной породой. Дубов было больше, чем осин, лип или клёнов. Дубовые рощи господствовали. И это при том, что сами площади, занятые лесами, в разы превышали современный лесной фонд4.


1 Книги окладные монастырям, церквям и часовням Рязанской епархии, учинённые при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году. ГАРО. Ф. 627, оп. 1, д. 1 «а», л. 51 об. (65 об.).
2 Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии / Рындин И. Ж. Рязань, 2006.
3 Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упразднённых / И. Добролюбов. Зарайск, 1884.
4 Михайловская волость и город Михайлов Рязанской губернии. Сжатый естественно-географический и историко-экономический краеведческий очерк, стр. 17 / Бабкин М. В., 1929.

Наверх