1900-1916 годы
В 1906 году были изданы «Населённые места Рязанской губернии» со статистическими данными по сёлам и деревням на 1 января 1905 г.
Применительно к Свечам трактовать их, видимо, нужно так.
В Свечах было 5 крестьянских дворов, в которых проживало 35 человек: 17 мужчин и 18 женщин. И, кроме того, в Свечах располагались две «владельческие усадьбы»: усадьба г-жи Дамовой (в справочнике, очевидно, ошибка: следует читать не «Дашова», а «Дамова») и усадьба Филипповых и Низовских.
Дворы Дамовых, Филипповых и Низовских названы «владельческими усадьбами», скорее всего, просто потому, что они были не крестьянскими (Дамовы и Филипповы – дворяне, Низовские – мещане). По сути это были такие же дворы с домами, землёй и хозяйственными постройками.
Интересно, что Филипповы и Низовские в справочнике объединены в одну владельческую усадьбу. Известно, что на протяжении времён между представителями этих родов были тесные взаимоотношения, и, наверное, есть причинно-следственная связь между этим обстоятельством и «владельческой усадьбой Филипповых и Низовских». Но сверх этого утверждать что-либо сложно.
Также можно заметить, что усадьба Дамовой показана расположенной «в Свечах», а усадьба Филипповых и Низовских – «при Свечах», при этом расстояние до Макова и до Полянок от них одинаковое (5 и 7 вёрст соответственно), а вот до Михайлова – разное: от усадьбы Дамовой – 10 вёрст, а от усадьбы Филипповых и Низовских – только 8. Складывается впечатление, что «владельческая усадьба Филипповых и Низовских» находилась не в самих Свечах, а где-то рядом. Объяснения этому нет, поскольку известно, что непосредственно в Свечах жили и Филипповы, и Низовские. Возможно, речь идёт о неких окраинных землевладениях, располагавшихся на две версты ближе к Михайлову.
Согласно справочнику, в усадьбе Дамовой проживало 14 человек (8 мужчин и 6 женщин), а в усадьбе Филипповых и Низовских – 47 человек (24 мужчины и 23 женщины). Таким образом, всего в Свечах в тот период времени проживало 96 человек.
Можно сделать вывод, что продолжался прирост населения и дворы, освободившиеся после отмены крепостного права, постепенно заселялись.
По данным Метрических книг за 1902, 1903, 1908, 1909 годы и других источников удалось составить неполный список жителей Свечей тех лет. На сайте он представлен в самостоятельном разделе.
Кроме того, по данным Памятных книжек Рязанской губернии, в Свечах проживали статский советник Владимир Аркадьевич Воейков, коллежский асессор Борис Владимирович Дамов и коллежский советник Анатолий Александрович Соколов.
Старожилы вспоминали также о помещиках Борисе Васильевиче Горонтьеве (Горонцеве?) и Евгении Павловиче, проживавших в Свечах в 1910-е годы. Селяне их уважали. О них отзывались как о культурных, образованных людях, оказывавших поддержку: давали крестьянам зерно для посевов, помогали отпраздновать свадьбы и т. п.
Как правило, по церковным праздникам Борис Васильевич с семейством проходил по улице, навещая селян. Сопровождавшие его женщины – жена, сестра – были одеты в кружевные платья и с обязательным атрибутом – матерчатыми зонтиками, также расшитыми кружевами. Они дарили детям подарки: мелкие монеты, леденцы и бумажные игрушки – куколок, ангелочков, открытки.
Помещик расспрашивал о жизни и здоровье. Селяне, понимая, что вопросы задаются лишь для проформы, отвечали, что мол, слава господу, всем довольны.
Низовские с наступлением XX века стали постепенно менять фамилию на Ивановых. В Метрических книгах 1902-1909 годов они записывались и как Низовские, и как Ивановы. С чем связана смена фамилии, доподлинно не известно. Поговаривали, что неудобство вызвало «недостаточно русское» звучание фамилии.
У Михаила Васильевича Низовского (Иванова) в Свечах в этот период родились дети:
– Пелагея (Полина) Михайловна,
У Филиппа Фёдоровича Низовского (Иванова) родились сыновья:
– Пантелеймон Филиппович.
У Сергея Кузьмича Низовского (Иванова) родились сыновья:
– Василий Сергеевич.
У Ивана Фёдоровича Низовского (Иванова) в Свечах родились дети Ольга Ивановна и Николай Иванович.
У Степана Кузьмича Низовского (Иванова) родилась дочь Татьяна Степановна.
Михаил Васильевич Низовский (Иванов) был дружен с Дмитрием Фёдоровичем Филипповым – дядей Павла Петровича Филиппова. Когда у одного из них рождался ребёнок, то другой, как правило, выступал крёстным отцом. Крёстной матерью иногда выступала жена местного священника. Такие традиции существовали и в более ранних поколениях.
В начале 1900-х годов Михаил Васильевич Низовский (Иванов) построил дом, который до самого конца считался лучшим в Свечах: он был из красного кирпича, с четырёхскатной крышей, крытой железом. Старожилы вспоминали, что его строительству поспособствовал местный помещик.
Примерно в эти годы была заложена или досажена Липовая аллея.
По сведениям М. В. Бабкина, летом 1906 года по Михайловскому уезду прокатилась волна крестьянских волнений. В Свечах отмечался самовольный покос крестьянами помещичьих лугов1.
Известно по крайней мере о следующих уроженцах Свечей, принимавших участие в Первой мировой войне:
Низовский (Иванов) Сергей Кузьмич;
Низовский (Иванов) Филипп Фёдорович.
Из уроженцев Новых Свечей известны следующие участники войны: Климкин Василий Мартынович (р. 1884, 108-й пехотный Саратовский полк, попал в плен 25.06.1915 (Грубешов), в лагере для военнопленных с 01.05.1916, Австро-Венгрия, Томашев), Ковшов Василий Никифорович (рядовой, 257-й пехотный запасный полк, поступил в госпиталь 30.09.1916), Панфилов Пётр Егорович (рядовой, 72-й пехотный Тульский полк, погиб 04.10.1915, мз. Гатен).
Протоиерей Иоанн Аннин упоминается в Свечах по 1909 год, священник Пётр Успенский – по 1903 г. С 1903 по 1909 гг. также упоминается священник Василий Аманов. При церкви с ними оставался дьякон Дмитрий Домов, упоминаются также псаломщик Алексей Рождествин и исполняющий обязанности псаломщика Андрей Сальников (все трое – по 1909 г.).
Не представляется возможным установить, были ли Иоанн Аннин, Пётр Успенский или Василий Аманов свечинскими священниками или же просто проводили в Свечах отдельные службы. Но достоверно известно, что не позднее 1908 года священником в Свечах стал Михаил Алексеевич Чельцов. 7 марта 1909 года у него родилась дочь Галина.
В 1911 году Михаила Чельцова переместили на священническое место к церкви села Максино Рязанского (впоследствии – Спас-Клепиковского) уезда.
По данным Рязанских епархиальных ведомостей, Адресных календарей и Памятных книжек Рязанской губернии, в 1911 году священническое место при церкви села Свечи состояло свободным, а в 1912-м году назначили Василия Семёновича Сереброва, который, видимо, стал последним свечинским священником, по крайней мере, в досоветский период.
В 1915 году в Свечи был перемещён псаломщик села Кензино Ряжского уезда Иван Дьяконов.
9 или 7 сентября 1916 г. утверждён в должности церковный староста Павел Архипов.
1 Михайловская волость и город Михайлов Рязанской губернии. Сжатый естественно-географический и историко-экономический краеведческий очерк / Бабкин М. В., 1929.