1900-1916 годы


В 1906 году были изданы «Населённые места Рязанской губернии» со статистическими данными по сёлам и деревням на 1 января 1905 г.

Применительно к Свечам трактовать их, видимо, нужно так.

В Свечах было 5 крестьянских дворов, в которых проживало 35 человек: 17 мужчин и 18 женщин. И, кроме того, в Свечах располагались две «владельческие усадьбы»: усадьба г-жи Дамовой (в справочнике, очевидно, ошибка: следует читать не «Дашова», а «Дамова») и усадьба Филипповых и Низовских.

Дворы Дамовых, Филипповых и Низовских названы «владельческими усадьбами», скорее всего, просто потому, что они были не крестьянскими (Дамовы и Филипповы – дворяне, Низовские – мещане). По сути это были такие же дворы с домами, землёй и хозяйственными постройками.

Интересно, что Филипповы и Низовские в справочнике объединены в одну владельческую усадьбу. Известно, что на протяжении времён между представителями этих родов были тесные взаимоотношения, и, наверное, есть причинно-следственная связь между этим обстоятельством и «владельческой усадьбой Филипповых и Низовских». Но сверх этого утверждать что-либо сложно.

Также можно заметить, что усадьба Дамовой показана расположенной «в Свечах», а усадьба Филипповых и Низовских – «при Свечах», при этом расстояние до Макова и до Полянок от них одинаковое (5 и 7 вёрст соответственно), а вот до Михайлова – разное: от усадьбы Дамовой – 10 вёрст, а от усадьбы Филипповых и Низовских – только 8. Складывается впечатление, что «владельческая усадьба Филипповых и Низовских» находилась не в самих Свечах, а где-то рядом. Объяснения этому нет, поскольку известно, что непосредственно в Свечах жили и Филипповы, и Низовские. Возможно, речь идёт о неких окраинных землевладениях, располагавшихся на две версты ближе к Михайлову.

Согласно справочнику, в усадьбе Дамовой проживало 14 человек (8 мужчин и 6 женщин), а в усадьбе Филипповых и Низовских – 47 человек (24 мужчины и 23 женщины). Таким образом, всего в Свечах в тот период времени проживало 96 человек.

Можно сделать вывод, что продолжался прирост населения и дворы, освободившиеся после отмены крепостного права, постепенно заселялись.


По данным Метрических книг за 1902, 1903, 1908, 1909 годы и других источников удалось составить неполный список жителей Свечей тех лет. На сайте он представлен в самостоятельном разделе.


Метрическая книга за 1902 г.

Метрическая книга за 1902 г.

Метрическая книга за 1903 г.

Метрическая книга за 1903 г.

Метрическая книга за 1908 г.

Метрическая книга за 1908 г.

Метрическая книга за 1909 г.

Метрическая книга за 1909 г.

Кроме того, по данным Памятных книжек Рязанской губернии, в Свечах проживали статский советник Владимир Аркадьевич Воейков, коллежский асессор Борис Владимирович Дамов и коллежский советник Анатолий Александрович Соколов.

Старожилы вспоминали также о помещиках Борисе Васильевиче Горонтьеве (Горонцеве?) и Евгении Павловиче, проживавших в Свечах в 1910-е годы. Селяне их уважали. О них отзывались как о культурных, образованных людях, оказывавших поддержку: давали крестьянам зерно для посевов, помогали отпраздновать свадьбы и т. п.

Как правило, по церковным праздникам Борис Васильевич с семейством проходил по улице, навещая селян. Сопровождавшие его женщины – жена, сестра – были одеты в кружевные платья и с обязательным атрибутом – матерчатыми зонтиками, также расшитыми кружевами. Они дарили детям подарки: мелкие монеты, леденцы и бумажные игрушки – куколок, ангелочков, открытки.

Помещик расспрашивал о жизни и здоровье. Селяне, понимая, что вопросы задаются лишь для проформы, отвечали, что мол, слава господу, всем довольны.


Низовские с наступлением XX века стали постепенно менять фамилию на Ивановых. В Метрических книгах 1902-1909 годов они записывались и как Низовские, и как Ивановы. С чем связана смена фамилии, доподлинно не известно. Поговаривали, что неудобство вызвало «недостаточно русское» звучание фамилии.

У Михаила Васильевича Низовского (Иванова) в Свечах в этот период родились дети:

Александра Михайловна,

Павел Михайлович,

Пелагея (Полина) Михайловна,

Мария Михайловна.

У Филиппа Фёдоровича Низовского (Иванова) родились сыновья:

Василий Филиппович,

Илья Филиппович,

– Пантелеймон Филиппович.

У Сергея Кузьмича Низовского (Иванова) родились сыновья:

Александр Сергеевич,

Владимир Сергеевич,

– Василий Сергеевич.

У Ивана Фёдоровича Низовского (Иванова) в Свечах родились дети Ольга Ивановна и Николай Иванович.

У Степана Кузьмича Низовского (Иванова) родилась дочь Татьяна Степановна.

Михаил Васильевич Низовский (Иванов) был дружен с Дмитрием Фёдоровичем Филипповым – дядей Павла Петровича Филиппова. Когда у одного из них рождался ребёнок, то другой, как правило, выступал крёстным отцом. Крёстной матерью иногда выступала жена местного священника. Такие традиции существовали и в более ранних поколениях.

В начале 1900-х годов Михаил Васильевич Низовский (Иванов) построил дом, который до самого конца считался лучшим в Свечах: он был из красного кирпича, с четырёхскатной крышей, крытой железом. Старожилы вспоминали, что его строительству поспособствовал местный помещик.


Примерно в эти годы была заложена или досажена Липовая аллея.


По сведениям М. В. Бабкина, летом 1906 года по Михайловскому уезду прокатилась волна крестьянских волнений. В Свечах отмечался самовольный покос крестьянами помещичьих лугов1.


Известно по крайней мере о следующих уроженцах Свечей, принимавших участие в Первой мировой войне:

Низовский (Иванов) Сергей Кузьмич;

Низовский (Иванов) Филипп Фёдорович.

Из уроженцев Новых Свечей известны следующие участники войны: Климкин Василий Мартынович (р. 1884, 108-й пехотный Саратовский полк, попал в плен 25.06.1915 (Грубешов), в лагере для военнопленных с 01.05.1916, Австро-Венгрия, Томашев), Ковшов Василий Никифорович (рядовой, 257-й пехотный запасный полк, поступил в госпиталь 30.09.1916), Панфилов Пётр Егорович (рядовой, 72-й пехотный Тульский полк, погиб 04.10.1915, мз. Гатен).


Протоиерей Иоанн Аннин упоминается в Свечах по 1909 год, священник Пётр Успенский – по 1903 г. С 1903 по 1909 гг. также упоминается священник Василий Аманов. При церкви с ними оставался дьякон Дмитрий Домов, упоминаются также псаломщик Алексей Рождествин и исполняющий обязанности псаломщика Андрей Сальников (все трое – по 1909 г.).

Не представляется возможным установить, были ли Иоанн Аннин, Пётр Успенский или Василий Аманов свечинскими священниками или же просто проводили в Свечах отдельные службы. Но достоверно известно, что не позднее 1908 года священником в Свечах стал Михаил Алексеевич Чельцов. 7 марта 1909 года у него родилась дочь Галина.



Михаил Алексеевич Чельцов с супругой Марией Ивановной, 1910 г.

Михаил Алексеевич Чельцов с супругой Марией Ивановной, 1910 г.

Галина Чельцова (1909-1992) в 1909 или 1910 гг.

Галина Чельцова (1909-1992) в 1909 или 1910 гг.


В 1911 году Михаила Чельцова переместили на священническое место к церкви села Максино Рязанского (впоследствии – Спас-Клепиковского) уезда.

По данным Рязанских епархиальных ведомостей, Адресных календарей и Памятных книжек Рязанской губернии, в 1911 году священническое место при церкви села Свечи состояло свободным, а в 1912-м году назначили Василия Семёновича Сереброва, который, видимо, стал последним свечинским священником, по крайней мере, в досоветский период.

В 1915 году в Свечи был перемещён псаломщик села Кензино Ряжского уезда Иван Дьяконов.

9 или 7 сентября 1916 г. утверждён в должности церковный староста Павел Архипов.


1 Михайловская волость и город Михайлов Рязанской губернии. Сжатый естественно-географический и историко-экономический краеведческий очерк / Бабкин М. В., 1929.

Наверх